Блоги

Две цели Ермака: К чему приведут новые инициативы в отношении минской ТКГ

0

Вчера Андрей Ермак сделал все возможное, чтобы продемонстрировать Западу “конструктивную позицию” Киева в отношении работы минской ТКГ, но при этом не подставиться под критику за чрезмерные уступки России. У него почти получилось.

Армія! Мова! Віра! Це для тебе не пусті слова, правда? Державницька позиція для тебе є пріоритетною і ти не дозволиш всіляким реваншистам здати Україну? Тоді підписуйся на "Європейську Україну" у фейсбуці!

facebook.com/euroua20/

Вчера глава ОП Андрей Ермак, во время онлайн-дискуссии “Пандемия, реформа, война и мир: взгляд из украинского Белого дома”, которую организовала Atlantic Council, объявил о планах изменить привычный формат работы минской ТКГ.

Ключевым в его речи, видимо, можно считать тезис о том, что на Банковой рассматривают инициативу повысить уровень украинского представительства в ТКГ. В частности, глава украинской делегации Леонид Кучма получит нового зама в лице вице-премьера Алексея Резникова. Кроме того, в каждую подгруппу ТКГ будут делегированы представители профильных украинских министерств, притом рангом не ниже заместителя министра, а также “несколько” глав профильных комитетов украинского парламента.

“Мы надеемся, что такое усиление нашей делегации приведет к тому, что то же самое сделают россияне. И переговоры в ТКГ между Украиной и Россией при посредничестве ОБСЕ станут более эффективными”, – заявил Ермак.

Впрочем, его надежда выглядит не слишком обоснованной. Даже если российская сторона согласится на симметричное расширение своего участия, что тоже далеко не совершенный факт.

Расширение состава группы, увеличение количества заседаний и присутствие профильных правительственных чиновников – теоретически все это могло бы увеличить эффективность работы этого переговорного органа. Но только при одном условии. При наличии политического решения о прекращении конфликта.

Без этого решения клерки из министерств могут принимать участие хоть в еженедельных, хоть в ежедневных “переговорах”, томиться и сочинять пространные отчеты ни о чем. Поскольку без предварительного политического и безопасностного урегулирования делать им решительно нечего. Без решений о прекращении огня, отводе сил, передаче контроля над границей, никакое “мирное строительство” не представляется возможным. А решения эти не могут ни принимать, ни даже обсуждать ни украинские чиновники из “хозяйственных” министерств, ни их российские коллеги, если на то пошло.

Поэтому расширение состава группы при условии отсутствия компромисса – это имитация бурной деятельности, направленная частично на электорат Зеленского, частично – на международных партнеров Украины. Практических последствий от них ожидать сложно.

Зато присутствие в составе ТКГ действующих народных депутатов, скорее всего, приведет к большей прозрачности работы группы. Хоть бы благодаря регулярным утечкам информации о ходе переговорного процесса. Вполне вероятно, что решения о присутствии парламентариев были приняты как следствие опасной “самодеятельности” Ермака в инциденте с “консультативным советом” по требованию внутренней оппозиции внутри “слуг народа”.

Кстати, вспоминал Ермак и про ту свою провальную инициативу – правда, уже в прошедшем времени. Параллельно с тем напоминая, что “Украина должна согласовать три законодательных акта с представителями территорий”. Правда, в этот раз глава ОП подготовился лучше, чем в марте, и сразу добавил, что участники переговоров, которые будут представлять Донбасс, должны быть представителями гражданского общества, “у которых есть только гражданство Украины, которые не принимали никакого участия в войне против Украины, которые вынужденно остались на оккупированной территории, которые не являются преступниками по состоянию на сегодня, не убивали наших солдат, которые не принимали преступных решений”.

Представить себе ситуацию, при которой спецслужбы ЛДНР выпускают из подвалов и отлавливают по улицам остатки лояльных к Украине граждан, формируют из них свою часть “консультативного совета” и немедленно отправляют ее в Минск, все-таки довольно сложно. Поэтому требования Ермака являются скорее способом “соскочить с темы”, не признав прямо, что идея не нашла поддержки в Украине и на Банковой приняли решение ее по-тихому похоронить.

Кроме того, Ермак в интервью сказал, что выступает против увольнения глав Нацбанка и НАБУ, что де-факто является большим требованием для группы так называемых “соросят” – пока их оставили в игре и оставляют им шансы на будущее. И это, в свою очередь, делает нынешнюю модель управления страной еще более сложной и неуправляемой. По сути, при такой модели сохраняется конфликт всех со всеми.

Подытоживая, вчерашние достаточно резонансные заявления Ермака в реальности преследуют две цели. С одной стороны, глава ОП хочет продемонстрировать готовность официального Киева к интенсификации давно и намертво застывшего “мирного процесса”. Твердо осознавая фактически отсутствующие шансы на прогресс в этом вопросе и руководствуясь желанием Зеленского продемонстрировать конструктивную позицию Украины скорее Вашингтону, Берлину и Парижу, чем Москве. С другой стороны, получив негативный внутриполитический опыт с “консультативным советом”, Ермак принимает меры, чтобы заблокировать российский план в отношении прямых переговоров Киева с сепаратистами. Обидно только, что этот очевидный политический шаг он делает после собственного фактического согласия на российское предложение.

Тарас Паньо